logo

1n3b2n

Гондурас


Ники-Тур предлагает посетить Гондурас.

Гондурас – одна из областей формирования и развития древней цивилизации майя и других доколумбовых культур. Первые индейские государственные образования сформировались здесь, как считается, приблизительно в X веке до н. э., хотя последние археологические находки позволяют утверждать, что эта земля, вместе с полуостровом Юкатан и территориями современных Гватемалы, Никарагуа и Сальвадора (индейцы называли эту землю Икерас), являлась родиной более древних культур, обладавших высочайшим уровнем развития. Колумб впервые ступил на землю современного Гондураса (возле Трухильо) в 1502 году и назвал открытую им страну в честь изобилия глубоководных участков у её северного побережья ("Гондурас" означает "глубокие воды").

 

РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ И ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Магазины обычно открыты с понедельника по пятницу, с 08:00 до 12:00 и с 13:30 до 18:00, по субботам – с 08:00 до 17:00. Рабочий день большинства заведений: с понедельника по пятницу, с 08:00 до 12:00 и с 14:00 до 17:00, по субботам – с 08:00 до 11:00. Правительственные учреждения открыты с понедельника по пятницу, с 08:00 до 12:00 и с 13:00 до 16:30.

 

ПРАВИЛА ВЪЕЗДА, ВИЗА

Для въезда в Гондурас гражданам Украины необходимо иметь загранпаспорт и визу.

Ввоз иностранной и национальной валюты не ограничен (вывоз долларов США разрешен до количества, объявленного во въездной декларации). При ввозе золота и драгоценностей декларация обязательна.

Разрешен беспошлинный ввоз до 200 сигарет или 100 сигар, или 450 гр. табака; до двух бутылок алкогольных напитков общим объемом не более 2,2 л; разумного количества парфюмерии для личного использования; подарков общей стоимостью до $50 включительно, а также предметов и вещей личного пользования.

Запрещен ввоз скоропортящихся продуктов, оружия, наркотиков и наркосодержащих медпрепаратов (в том числе, некоторых медикаментозных препаратов без наличия рецепта). Запрещён транзит предметов старины и антиквариата без разрешения соответствующих организаций, а также редких видов животных и птиц, в том числе их шкур и чучел.

Ввоз и вывоз домашних животных разрешен при наличии ветеринарного свидетельства международного образца и разрешения, выпущенного Дирекцией животноводства и ветеринарии Гондураса (Direccion General de Ganaderia y Veterinaria). Для ввоза собак также потребуются дополнительные свидетельства о прививке против бешенства, гепатита и чумки.

Необходимые документы для визы

загранпаспорт

заполненная анкета

3 фото, справку о заработной плате с места работы

документы, подтверждающие вашу платежеспособность (кредитные карты, чеки, документы на право владения собственностью)

 

ДЕНЬГИ, ОБМЕН ВАЛЮТЫ

Лемпира (HNL или L), равная 100 сентаво. В обращении находятся банкноты номиналом 500, 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 лемпира, а также монеты в 50, 20, 10, 5, 2 и 1 сентаво. Часто можно услышать упоминание денежной единицы "реал" - это одна восьмая лемпиры, обозначаемая только в разговорной речи, поскольку такой монеты (банкноты) в обороте нет.

Банки работают обычно с понедельника по пятницу, с 09:00 до 16:00, по субботам – с 09:00 до 12:00-14:00. Некоторые банки открыты до 18:00, а обменные пункты при банковских офисах в аэропорту и на главных улицах Тегусигальпы иногда работают до полуночи или даже часу ночи. В воскресенье банки закрыты.

Обменять валюту можно в банках, крупных гостиницах, аэропортах и обменных пунктах (casas de cambio). Сложностей с обменом обычно не возникает, используемый в отелях, магазинах и транспортных агентствах курс отличается от банковского довольно незначительно, а в обменных пунктах обычно совпадает с банковским (зато обслуживание здесь заметно быстрее). Доллары США принимаются практически повсеместно – в магазинах, на рынках и в отелях, хотя предлагаемый курс обмена часто не очень выгоден. В то же время большинство коммерческих операций производится исключительно в лемпирах. В приграничных районах многие торговые точки принимают к оплате гватемальские кетцали, сальвадорские колоны (доллары США) или никарагуанские кордобы.

Кредитные карты и дорожные чеки принимаются в крупных гостиницах, магазинах, ресторанах и туристических комплексах, в провинции их использование маловероятно. Гондурасские банкоматы (ATM) обычно не принимают кредитные карточки, выпущенные иностранными банками, хотя многие столичные офисы обслуживают и их. Держатели кредитных карт Visa Classic и Gold могут получить наличные лишь в нескольких банках, включая Banco Atlantida; карты Mastercard Mass и Gold в настоящее время обслуживаются только в банке Credomatic с отделениями в Тегусигальпе, Сан-Педро-Сула и Ла-Сейба. Практически все дебетовые карты, включая Cirrus/Maestro, Visa Electron или Plus, в настоящее время в Гондурасе практически бесполезны, однако некоторые крупные банки ограниченно обслуживают некоторые из них.

Трэвел-чеки можно обналичить в отделениях столичных банков (лучшие условия обычно предлагают банки Banco Atlantida, Bancahsa, Banco de Occidente и Ficensa). American Express, Visa и Thomas Cook – наиболее широко принятые типы чеков, остальные обналичить бывает затруднительно, особенно в отдаленных областях. Чтобы избежать дополнительных расходов, связанных с колебаниями обменного курса, рекомендуется брать с собой чеки в долларах США.

 

ДЕНЬГИ, ОБМЕН ВАЛЮТЫ

Лемпира (HNL или L), равная 100 сентаво. В обращении находятся банкноты номиналом 500, 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 лемпира, а также монеты в 50, 20, 10, 5, 2 и 1 сентаво. Часто можно услышать упоминание денежной единицы "реал" - это одна восьмая лемпиры, обозначаемая только в разговорной речи, поскольку такой монеты (банкноты) в обороте нет.

Банки работают обычно с понедельника по пятницу, с 09:00 до 16:00, по субботам – с 09:00 до 12:00-14:00. Некоторые банки открыты до 18:00, а обменные пункты при банковских офисах в аэропорту и на главных улицах Тегусигальпы иногда работают до полуночи или даже часу ночи. В воскресенье банки закрыты.

Обменять валюту можно в банках, крупных гостиницах, аэропортах и обменных пунктах (casas de cambio). Сложностей с обменом обычно не возникает, используемый в отелях, магазинах и транспортных агентствах курс отличается от банковского довольно незначительно, а в обменных пунктах обычно совпадает с банковским (зато обслуживание здесь заметно быстрее). Доллары США принимаются практически повсеместно – в магазинах, на рынках и в отелях, хотя предлагаемый курс обмена часто не очень выгоден. В то же время большинство коммерческих операций производится исключительно в лемпирах. В приграничных районах многие торговые точки принимают к оплате гватемальские кетцали, сальвадорские колоны (доллары США) или никарагуанские кордобы.

Кредитные карты и дорожные чеки принимаются в крупных гостиницах, магазинах, ресторанах и туристических комплексах, в провинции их использование маловероятно. Гондурасские банкоматы (ATM) обычно не принимают кредитные карточки, выпущенные иностранными банками, хотя многие столичные офисы обслуживают и их. Держатели кредитных карт Visa Classic и Gold могут получить наличные лишь в нескольких банках, включая Banco Atlantida; карты Mastercard Mass и Gold в настоящее время обслуживаются только в банке Credomatic с отделениями в Тегусигальпе, Сан-Педро-Сула и Ла-Сейба. Практически все дебетовые карты, включая Cirrus/Maestro, Visa Electron или Plus, в настоящее время в Гондурасе практически бесполезны, однако некоторые крупные банки ограниченно обслуживают некоторые из них.

Трэвел-чеки можно обналичить в отделениях столичных банков (лучшие условия обычно предлагают банки Banco Atlantida, Bancahsa, Banco de Occidente и Ficensa). American Express, Visa и Thomas Cook – наиболее широко принятые типы чеков, остальные обналичить бывает затруднительно, особенно в отдаленных областях. Чтобы избежать дополнительных расходов, связанных с колебаниями обменного курса, рекомендуется брать с собой чеки в долларах США.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Испанцы, быстро освоившие район современного Трухильо, скоро заинтересовались колонизацией более прохладной горной местности и в 1524 году Эрнан Кортес – испанский конкистадор, который управлял большой частью Мексики, прибыл в Гондурас, чтобы присоединить эту землю к владениям короны. Он основал около дюжины испанских поселений, но индейцы оказали пришельцам яростное сопротивление, заметно ограничивающее освоение новых земель. В 1537 году восстание индейских племен во главе с вождем племени ленка Лемпирой практически парализовало деятельность колонистов, но в 1539 году, после убийства Лемпиры на "мирных переговорах", оно было жестоко подавлено. К XVII столетию, когда золотые и серебряные шахты, являвшиеся главным источником поступления доходов в казну Испании, были исчерпаны, испанцы почти полностью потеряли интерес к Гондурасу. Воспользовавшись ослаблением испанских позиций в регионе, Британия начала интенсивно осваивать карибское побережье страны, заготавливая здесь драгоценное красное дерево и разводя табак, для обработки которого на побережье тысячами ввозились рабы с Ямайки и других островов Вест-Индии. После обращения вождей племен мискито к британскому правительству, над побережьем, от Коросаля на севере до Блуфилдса на юге, был установлен протекторат Лондона, получивший название Британский Гондурас (сейчас большая часть этой территории входит в состав Белиза). В 1821 году страны Центральной Америки, в том числе современный Гондурас, объявили о независимости от Испании. В 1838 году страна вышла из Центральноамериканской федерации и обрела полную самостоятельность. В 1859 году южная часть британских прибрежных владений была передана Гондурасу и с той поры страна имеет свой современный вид.

Тегусигальпа (на языке науатль – "серебряный холм") раскинулась в глубокой чашеобразной межгорной котловине в южной части страны, на высоте почти 1000 метров над уровнем моря. Город, который сейчас нередко называют просто Тегус, был основан как центр горной промышленности между 1536 и 1538 годами, хотя официальной датой его рождения принято считать 1578 г. Испанцы в 1537 году основали столицу своих владений в Комаягуа, рядом с Тегусигальпой, а современная столица в течение 350 лет являлась крупным шахтерским центром Центральной Америки, поставлявшим метрополии серебро и полудрагоценные камни (город очень удачно расположен на одном из немногих проходов в хребте Кордильер, позволяющем кратчайшим путем переместиться с тихоокеанского на карибское побережье страны). И лишь в 1880 году Тегусигальпа стала политическим и административным центром Гондураса (как гласят местные легенды, причиной переноса столицы была нелюбовь жены президента Марко Аурельо Сото к Комаягуа).

Город достаточно колоритен – гармоничный синтез колониальной и современной архитектуры, замешанный на латиноамериканском темпераменте, дает достаточно необычную комбинацию исторического и современного облика этой столицы. Главное её достоинство – достаточно свежий и прохладный климат, что объясняется расположением города в прохладной горной зоне "тьерра-темплада", великолепными сосновыми лесами на окружающих склонах и постоянным притоком чистого горного воздуха с окружающих нагорий. Река Рио-Чокулета разделяет столицу на две достаточно отличающиеся друг от друга части – на её восточном берегу раскинулась сама Тегусигальпа с её обширным коммерческим центром и более богатыми районами, а на западном берегу тянутся кварталы более бедного района Комаягуэла с обширной рыночной областью, множеством дешевых гостиниц и большим количеством транспортных терминалов.

Главными достопримечательностями и центром Тегусигальпы являются основанная в XVI веке церковь Иглесия-де-Сан-Франциско (первоначальное здание построено в 1592 году - первая церковь, построенная испанцами в Тегусигальпе, хотя большая часть современного сооружения возведена в 1740 г), которая имеет величественный внешний вид и причудливый интерьер в традиционном испанском стиле, собор Сан-Мигель (1765-1782 гг.) с золоченым алтарём и резным каменным крестом (1643 г) и раскинувшаяся перед ними парковая зона Парке-Сентраль. Заслуживают внимания также старый Университет ("Антигуа Паранинфо-Университариа"), в настоящее время используемый как прекрасный художественный музей, современный дворец Паласио-Легислативо, а также старый дворец Каса-Президенсиал. Южнее Парке-Сентраль, рядом с церковью Иглесия-Ла-Мерсед, возвышается комплекс Национальной художественной галереи, или Паранинфо, (открыта с понедельника по пятницу с 09:00 до 16:00; по субботам – с 09:00 до 12:00; входной билет – $1) с обширным собранием центральноамериканского искусства. Первоначально выстроенный как женский монастырь, а затем – Национальный университет, неоклассический фасад здания выглядит довольно скромно рядом с расположенным по соседству громадным комплексом Национального конгресса (резиденция правительства страны). В квартале западнее возвышается президентский дворец (XIX в), в котором сейчас размещается Исторический музей республики (в настоящее время закрыт на реконструкцию).

Если двигаться на запад от центральной площади города, дорога выведет к Калье-Пеатональ (буквально – "Пешеходная улица"), изобилующей магазинами, кафе и уличными продавцами. А еще несколько западнее раскинулся небольшой тенистый Парке-Эррера, на южной стороне которого расположен комплекс Национального театра Мануэль Бонилья (выстроен в 1915 году по образу парижского Атени-Комик). В пяти кварталах севернее можно найти Парке-Ла-Конкордия, в котором выставлены точные копии скульптур майя, хранящихся в музеях страны. А в нескольких кварталах северо-западнее возвышается небольшая куполообразная церковь Иглесия-де-Нуэстра-Сеньора-де-Лос-Долорес (1732 г), чей причудливый фасад украшен библейскими сценами, а внутри расположен уникальный алтарь 1742 г. В двух кварталах западнее Лос-Долорес находится особняк восемнадцатого столетия Вилла-Рой, дом президента Хулио Лосано Диаса, в котором сейчас разместился Национальный музей антропологии и истории (открыт с четверга по воскресенье, с 08:30 до 15:30; вход – $1,5) с обширной экспозицией по истории страны и маленькой библиотекой.

Площадь Морасан, также считающаяся одним из центров города, используется как популярное место встреч, рынок и место проведения общественных мероприятий. Статуя в центре площади установлена в честь национального героя Франсиско Морасана - солдата и реформатора, который был избран президентом Центральноамериканской Республики в 1830 году. В его родном доме (2 квартала западнее авениды Кристобаль Колон) в наши дни расположена Национальная библиотека (открыта с понедельника по пятницу, с 08:30 до 16:00). На восточном краю площади возвышается белоснежный фасад собора Сан-Мигель (закончен в 1782 г).

К северу от площади Морасан раскинулись старые предместья, бывшие некогда районом проживания богатых эмигрантов. Живописно взбирающиеся по склонам Серро-эль-Пикачо, они могут явить туристу десятки старых зданий, а также зеленые Парке-Ла-Леона и Парке-де-лас-Насионес-Унидас с небольшим зоопарком. Здесь же возвышается самый молодой памятник столицы – массивный монумент Кристо-дель-Пикачо (1997 г), от подножия которого открывается захватывающая панорама города и окрестностей.

К востоку от центра начинается северный край богатого района Колониа-Пальмира, где сосредоточено большинство иностранных посольств, роскошных гостиниц и богатых резиденций столицы. Приблизительно в километре восточнее тянется бульвар Морасан – главная коммерческая артерия и центр развлечений Тегусигальпы, известный также как Ла-Зона-Вива. На западе бульвар упирается в главный стадион страны – Эстадо-Насьональ. "Античный" монумент Ла-Пас, видимый южнее стадиона, построен в честь окончания так называемой "футбольной войны" 1969 года. Также заслуживают внимания Музей военной истории в парке Валье, частное собрание предметов доколумбовых культур Америки – Сала-Банкатлан (открыт с 09:00 до 15:00) на бульваре Мирафлорес, Музей естествознания в комплексе Национального автономного университета Гондураса (UNAH) с обширной экспозицией различных экосистем страны.

Главный рынок столицы - Сан-Исидро, протянулся между 6-й авенидой и Калье-Уно от речного моста Пуэнте-Кариас. Всего в десяти минутах пешком от него можно увидеть здание Центрального банка Гондураса, в котором открыта художественная галерея.

Множество исторических памятников лежит вокруг Тегусигальпы, среди которых особо выделяется главная святыня местных жителей – огромная готическая базилика Де-Ла-Вирген-де-Суйяпа, расположенная в 7 км к юго-востоку от центра города, в одноименном городке. Дева Суйяпа – святая покровительница не только Гондураса, но и всей Центральной Америки. Строительство базилики было начато в 1954 году, а последние штрихи к её облику все еще добавляются. Сама святыня представляет собой крошечную (чуть более 6 см в высоту) деревянную статуэтку, которая, как считается, обладает чудотворными свойствами. Тысячи паломников стекаются сюда со всей страны, а в ходе ежегодного празднества в честь Девы Суйяпы, начинающегося в день этой святой (2 февраля) и продолжающегося в течение недели; сюда собираются несколько сотен тысяч гостей со всех стран Центральной Америки. Все остальное время, впрочем, статуэтка хранится на алтаре очень простой церкви Иглесия-де-Суйяпа, или Ла-Пекена (XVIII-XIX вв.), расположенной в нескольких сотнях метров позади внушительного комплекса базилики с её знаменитыми витражными окнами. Согласно легендам, статуэтка всячески "сопротивлялась" всем попыткам разместить ее на постоянной основе в базилике, каждый раз загадочно возвращаясь в эту простую церковь.

Всего в 11 км от Тегусигальпы начинаются обширные дождевые леса Национального парка Ла-Тигра (238 кв. км). Этот небольшой заповедник считается одной из самых богатых сред обитания живой природы на материке – здесь водится более чем 200 разновидностей птиц, около 170 видов высших растений и 140 видов животных. Возле живописного городка Валье-де-Анхелес (30 км от столицы), ставшего любимым местом проведения уик-эндов для жителей Тегусигальпы, раскинулся небольшой парк, управляемый Национальным институтом туризма страны, а в самом городе находятся лучшие кожевенные предприятия Гондураса и множество мастерских народных промыслов.

 

КУХНЯ

Кухня Гондураса подобна другим центральноамериканским традициям и базируется на смешении испанской и индейской кулинарных традиций. Основой кулинарии здесь являются вездесущие бобовые, рис, специальные несладкие бананы, рыба и мясо, а также множество трав, овощей и специй. Бананы – основа основ как для повседневной пищи, так и различных экзотических блюд. Об их популярности можно судить хотя бы по тому факту, что около 70% всех местных блюд готовятся с применением этих плодов, а первые американские бананы, которые приблизительно в 1860 году впервые попали на территорию США и стран Европы, были завезены именно с территории современного Гондураса – с острова Утила в Ислас-де-ла-Баия. Их подают ко многим блюдам в качестве гарнира (жареные бананы "платанос", сладковатые "мадурос" или обжаренные до хруста "тостонес"), делают их них всевозможные сладости, пудинги и даже овсянку (очень популярную у гарифуна "лету", например), традиционные лепешки с начинкой тамале (здесь размолотые бананы могут выступать даже в качестве компонента теста), блины, пироги и кексы, а также особым образом измельчают и варят из получившейся массы некое подобие киселей.

Типичные мясные блюда обычно представлены различными видами "аррос" (блюда с рисом) – это может быть и простое жареное мясо с гарниром из риса (чаще всего отварного или обжаренного до желтого цвета), и сложный салат с рисом и перцем, а также различные виды рыбы или морепродуктов, которые без риса просто не подают. Таким же традиционным компонентом мясных блюд служит маниока, которую измельчают и включают в состав многих гарниров к мясу, выпечки и пирогов. В повседневной трапезе важнейшее место занимает свинина и мясо птицы, в первую очередь – традиционный цыпленок, тушеный с овощами, он же является и главным праздничным блюдом – в этом случае его фаршируют всевозможными начинками, тушат в кокосовом молоке и подают со сложным гарниром из овощей и перца. Говядина ("бахо") чаще всего служит компонентом праздничных блюд – её жарят на углях с бананами и маниокой, тушат в кокосовом молоке или запекают со специями. Характерным местным блюдом являются "колбаски из аллигатора" (на самом деле в них часто больше свинины, чем мяса этого пресмыкающегося), густые наваристые супы с рисом, молоком и овощами, разнообразные овощные супы-пюре, а также традиционный для всех латиноамериканских стран "тападо" (тушеное блюдо из маниоки и мяса).

В огромном количестве потребляются салаты, причем как достаточно традиционные - из капусты и помидоров или кукурузы с яйцом и маслом, так и достаточно необычные салаты из манго или авокадо с помидором и яйцом.

Протяженное морское побережье поставляет на местный стол огромное количество морепродуктов ("курильес") и рыбы, как морской, так и пресноводной. Наиболее популярными блюдами этого направления являются знаменитый гондурасский суп из моллюсков с овощами и специями "сопа-де-каракол", рыбные клецки (за этим непритязательным названием скрывается сложное блюдо из особым образом приготовленной рыбы, пасты "ашиот", овощей и зелени), оладьи из морепродуктов, превосходные зеленые креветки с карри, традиционная "пескадо-фрито-кон-тахадас" (жареная или запеченная на углях рыба с картофелем), жареная в кляре или маринованная рыбка-телапия с овощами, специями и красным перцем, а также десятки и сотни других, не менее колоритных блюд.

Многие блюда подаются на стол не в тарелках или блюдах, а в маисовых лепёшках. Ими же часто пользуются вместо столовых приборов. В гондурасской кухне к хлебобулочным изделиям вообще и различным лепешкам в частности отношение очень уважительное – здесь различают около полусотни видов только бананового хлеба, не считая всевозможных лепешек, выпекаемых с применением маниоки (кассавы), юкки, кукурузы, ячменя, проса и прочих зерновых. Традиционной популярностью пользуются все те же тамале с начинкой из мяса и различных соусов, плоские маисовые лепёшки с плавленым сыром и зеленью ("кесильо") или с жареными бобами и сыром ("балеадас"), традиционные для гарифуна булочки с корицей, а также пироги с юккой, бананами ("пан-де-чата", "пан-де-гиное-мадуро" и десятки других), джемом или кокосовой стружкой.

Наиболее оригинальными местными напитками можно считать "орчата" (напиток из риса и других зерновых, особым образом обработанных и сброженных), "пикуадос" (напиток из молока и свежих фруктов), "фрески" (целый класс напитков из свежих фруктов, сахара и воды) и "батидос" (фруктовые соки с молоком), а также традиционный напиток индейцев-мискито – "уабул" (банановое пюре, смешанное с кокосовым молоком и разведенное водой).

Гондурасцы в неимоверных количествах употребляют кофе. Несмотря на то, что страна сама выращивает большое количество кофейных зерен и экспортирует их во многие страны мира, хороший кофе можно попробовать лишь в нескольких кафе в больших городах – сами местные жители употребляют по большей части напиток, сваренный из зерен весьма посредственного качества.

Гондурасцы обычно не пьют алкоголь во время обеда или ужина - в традициях местных жителей "пропустить рюмочку" в компании коллег или друзей вечером, где-нибудь в баре или кафе. Наиболее популярными алкогольными напитками являются традиционный для стран региона "агуардиенте", или "гуаро", – местный аналог хлебной водки (бывает очень крепким), ром (в стране производят около 110 сортов этого напитка), а также традиционная индейская "чича" из сахарного тростника или кожуры ананаса (сами плоды обычно выращивают в личных садах и перегоняют здесь же). Неплохи колумбийские сорта пива, которых здесь варят множество сортов (лучшими считаются Salvavida, Imperial, Port Royal, Nacional и Polar). Импортные напитки доступны практически повсеместно.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Гондурас – типичная латиноамериканская страна с сильным испанским влиянием. Большинство её населения – метисы, занятые по большей части в сельском хозяйстве, соответственно – с невысоким уровнем жизни. Большинство сельских общин в стране исповедуют практически тот же традиционный образ жизни, что и сто-двести лет назад.

Большинство гондурасцев говорит по-испански. Местный вариант испанского очень похож на разговорный центральноамериканский его диалект, но содержит множество чисто гондурасских словоформ и сленговых словечек, которые изменяются от области к области. Подавляющее большинство местных жителей, в отличие от многих других стран региона, неплохо знает английский язык, поскольку британское и североамериканское влияние на местную культуру было довольно значительно, особенно – в течение последних ста лет. Почти все жители Ислас-де-ла-Баия, кроме испанского, знают и свободно говорят на западно-карибском "креольском английском" языке, поскольку англичане обосновались здесь еще в XVII столетии. Местные индейские диалекты широко используются в отдаленных горных областях и в Ла-Москитиа.

Гондурасцы обычно начинают беседы с дружественного "буэнос диас" ("добрый день") и считают невежливым обойти кого-либо приветствием. В правилах хорошего тона также обязательно присутствует крепкое рукопожатие при встрече, а для женщин – легкие поцелуи. Садясь за стол всем присутствующим обязательно желают "буэн пробечо" ("приятного аппетита", как и во всех других испаноговорящих странах, гондурасцы произносят звук "v", произнося его, например, в слове "provecho", как "б"). Вежливость считается основой местного этикета, поэтому важно как и что сказано, и в какой обстановке. Различным знакам внимания вообще уделяется очень важное место – чем более подчеркивается высокий статус собеседника, тем выше уважение к самому гостю. Общепринято для гостя дома дарить небольшие презенты членам семьи до или после трапезы (особенно уместно подчеркнуть статус хозяйки букетом цветов, а хозяина – сигарами или алкогольными напитками).

Гондурасцы с особенным пиететом относятся к уровню образованности собеседника, всячески подчеркивая таковой в случае необходимости. Общепринято обращаться к местному жителю именно по его образовательному или профессиональному статусу, например - "доктор Перес", "профессор Нуньес" или "поверенный Амадор" (эти же "реквизиты" отображаются и на визитках или вывесках). К человеку, чей статус неизвестен, обращаются просто "сеньор", к взрослой девушке - "сеньорита", к замужней женщине – "сеньора", к особо уважаемым людям – "дон" и "донья" соответственно. В комбинации с профессиональным статусом это может дать довольно сложную форму приветствия, особенно если учитывать тот факт, что гондурасцы обычно имеют два имени и две фамилии – один "комплект" со стороны отца, другой – со стороны матери. Поэтому нередко можно услышать очень витиеватую форму обращения к собеседнику, вроде "донья профессор Елена Мария Гарсия Торрес". Когда женщина выходит замуж, она может пропустить заключительную часть девичьей фамилии, заменив её фамилией мужа, добавив предварительно артикль "де" (то есть в случае с вышеупомянутой доньей, выйди она замуж за человека по фамилии Лопес, она превратилась бы в Елену Марию Гарсия де Лопес).

Гондурасские семьи обычно достаточно большие, и зачастую члены одного клана предпочитают селиться близко друг от друга. В состав семьи могут входить представители трех-четырех поколений семейства, не исключая многочисленных родственников по боковым линиям. Старшие члены семьи, особенно бабушки и дедушки, пользуются особым почетом и уважением. Немногие жители страны доживают до зрелого возраста из-за бедности и болезней, поэтому гондурасцы стараются максимально сберечь опыт старших поколений на уровне семьи. Проживание в обширных семействах по-сути является формой коллективного выживания в непростых местных условиях - так как так уровень жизни невысок, большая семья позволяет объединить силы и ресурсы на решение самых насущных проблем. Бабушки обычно отвечают за приготовление пищи, дедушка выращивает сад или огород, мать торгует на рынке или работает вне дома наравне с мужем. В то время как родители находятся вне дома, заботу о детях берут на себя старшие члены семейства или тети с дядями, у которых часто есть свои дети, которые и составляют компанию младшим членам семьи. Гондурасцы с особой ответственностью относятся к членам своего клана, особенно к тем, кто нуждается в помощи. Зачастую, если гондурасец имеет возможность дать кому-то работу, он будет нанимать именно родственников.

Свободное время обычно проводится в гостях у кого-то из членов семейства. Обычное времяпрепровождение местных жителей – шашки, шахматы, карты, бильярд и общая страсть всех мужчин страны – футбол. Очень сильны традиции устного творчества. Множество народных легенд и преданий до сих пор передаются от поколения к поколению устным путем, даже несмотря на то, что 90% местного населения умеет читать и писать.

Школьное обучение обязательно для всех гондурасских детей в возрасте от 7 до 14 лет. Фактически, большинство детей успевают проучиться лишь два или три класса, после чего покидают учебное заведение и идут помогать своим родителям. Часто это связано даже не с общей бедностью населения, а с невозможностью вовремя добраться до учебного заведения детям из отдаленных сельских районов. В стране ощущается определенная нехватка школ, преподавателей и учебных материалов, поэтому во многих учебных заведениях в классе собирается до 50 учеников. В отдаленных областях множество людей номинально грамотны, но фактически не умеют ни читать, ни писать, поскольку после окончания начальной школы к ним в руки зачастую более не попадает ни одной книги, журнала или газеты.

Школьная система Гондураса имеет три уровня. Первые шесть лет ученик проводит в начальной школе, следующие три – в общей школе вторичного уровня, и последние три года посвящаются изучению специализированной программы среднего обучения, после чего появляется возможность поступить в университет. Преподавание ведется на испанском языке, хотя некоторые школы Ислас-де-ла-Баия преподают на английском. Система обучения раздельная для мальчиков и девочек, причем школьная форма для тех и других обязательна. Учебный год начинается в феврале и заканчивается в ноябре.

Как и в других центральноамериканских странах, идеалами местного мужчины являются сила, бесстрашие и основательность. Формированию статуса, соответствующего этим понятиям, зачастую посвящается больше времени и сил, чем непосредственно самому факту наличия таковых. Традиционно мужчины зарабатывают деньги и содержат семью, но также немалое внимание уделяют и воспитанию детей, поскольку те аналогичным образом влияют на их общественное положение. Женщина, как ожидается, должна во всем следовать за мужем, заниматься домашним хозяйством и воспитывать детей. Эти роли, однако, в последнее время заметно смешались. Сегодня множество местных женщин работает вне дома, чтобы помочь обеспечить семью, а мужчины все больше участвуют в домашних делах, хотя ранее такое положение вещей считалось бы просто немыслимым.

Такое же веяние последнего времени - уменьшение числа детей в семьях и появление матерей-одиночек. Гондурасское общество категорически не одобряет мужчин, которые не поддерживают своих детей и во многих провинциальных районах это до сих пор немыслимо. Однако в городах этот процесс становится все более заметным. Поэтому неудивительно, что страна имеет одно из самых сильных женских движений в Центральной Америке. В 1954 году местные женщины добились права участвовать в выборах наравне с мужчинами, а в 1984 году под давлением местных общественных организаций принят Семейный кодекс (почти немыслимое явление для стран региона), который признал права матерей-одиночек и создал условия для их занятости.

Хотя Гондурас – преобладающе католическая страна, здесь наблюдается довольно свободное отношение к освящению брака в церкви. Общественное мнение и общее право страны вполне допускают гражданские церемонии бракосочетаний. Свобода вероисповедания гарантируется в соответствии с гондурасской конституцией, но правительство субсидирует католические школы, а религиозное образование - неотъемлемая часть школьного учебного плана. Римско-католическая церковь имеет в жизни страны огромное значение, но явно не столь всеобъемлющее, как в других странах региона. Многие гондурасцы участвуют в религиозных фестивалях и следуют за некоторыми церковными традициями, но не посещают церковь регулярно и довольно свободно относятся к другим аспектам духовной жизни страны. А в сельских районах хорошо прослеживается тесное смешение и даже взаимопроникновение католицизма с местными анимистическими верованиями и культами. Многие жители Ислас-де-ла-Баия исповедуют протестантизм, и в последнее время доля протестантов растет по всей стране.

Святые и небесные покровители занимают особое место в местной духовности. Многие жители страны искренне полагают, что заступничество того или иного святого определяет важнейшие моменты их судьбы. Каждый католик имеет дома картину, икону или статую святого (наиболее почитаема Дева Мария) и регулярно обращается к символам веры за помощью в решении проблем или преодоления затруднений, их призывают в свидетели клятв и деловых договоров, их поминают, желая придать весомость своим словам. Их именами называют детей и целые районы. Города и деревни обязательно отмечают красочные празднества в честь своих святых покровителей.

Форма одежды в стране довольно демократичная, в деловых кругах принято носить костюм европейского стиля, в быту же многие гондурасцы обходятся джинсами и легкими рубашками. В то же время очень популярны и национальные формы одежды – всевозможные широкополые шляпы, пончо и широкие кожаные штаны можно увидеть практически повсеместно, особенно в провинции. В праздничных и официальных случаях мужчинам рекомендуются строгие костюмы и даже смокинги, дамам – строгие платья. Пляжная одежда и шорты неприемлемы за пределами береговой черты или курортного бассейна (впрочем, на островах Ислас-де-ла-Баия отношение к платью менее консервативно). Являться в повседневном платье на праздничные мероприятия также не принято.

В деловых кругах очень ценится пунктуальность, сами же гондурасцы не имеют о ней, похоже, ни малейшего понятия.

 

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

1 января – Новый год

Март-апрель – Семана-Санта (четверг, пятница и суббота перед первым днем Пасхи)

Март-апрель – Страстная пятница, Пасха и Пасхальный понедельник

Апрель – Страстная неделя

1 мая – День труда

15 сентября – День независимости

3 октября – День солдата (День Франсиско Морасана)

12 октября – День Америки (День Колумба)

21 октября – День Вооруженных сил

25 декабря – Рождество

22

Турфирма предлагает подписаться на рассылку предложений горящих туров