logo

1n3b2n

Туркменистан


Ники-Тур предлагает Вам посетить Туркменистан.Туркмения является, пожалуй, одной из наиболее интересных стран Центральной Азии. Являясь колыбелью многих культур и цивилизаций, важным центром Великого Шелкового пути, территория Туркмении буквально насыщена памятниками истории и культуры, здесь проживает самобытное население и бережно сохраняются многовековые традиции, здесь можно обнаружить уникальные природные комплексы и крайне разнообразные формы ландшафта, от живописных горных хребтов до безжизненных на первый взгляд песков пустыни, от зеленых оазисов до многокилометрового морского побережья.

 

ДЕНЬГИ, ОБМЕН ВАЛЮТЫ

Манат (TMM, M), равный 100 тенге. В обращении находятся банкноты номиналом в 10000, 5000, 1000, 500, 100, 50, 10, 5 и 1 манат, а также монеты номиналом в 50, 20, 10, 5 и 1 тенге. Манат – единственное законное платежное средство на территории страны, однако многие товары (ювелирные украшения, высококлассные ковры и т. д.) можно приобрести только за валюту.

Банки работают с понедельника по пятницу с 09:30 до 17:30. Валюту можно обменять в банках, в отелях и в обменных пунктах (большинство обменных пунктов принимают только купюры новых выпусков и серий). Рекомендуется брать с собой как можно большее количество мелких долларовых купюр. Есть довольно обширный черный рынок валюты, где явное предпочтение отдается долларам США, однако обменивать деньги у частных менял не рекомендуется ввиду высокого риска мошенничества.

Кредитные карточки принимаются к оплате только в офисе Внешэкономбанка, в некоторых крупных отелях и ресторанах Ашхабада, а также в офисах авиакомпаний. В провинции расплатиться ими невозможно.

Трэвел-чеки можно обменять только в Внешэкономбанке (комиссия 5%) в Ашхабаде, Национальном банке Туркмении и в некоторых других банках, работающих с ними. Предпочтение отдается чекам в долларах США. В провинции использовать чеки невозможно.

 

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ

Ашхабад (Ашгабат). Столица и самый большой город Туркмении, чье название можно перевести как "Город любви", находится в юго-западной части страны, в обширном оазисе, лежащем в предгорьях Копетдага, на самом краю знойной пустыни. Город сформировался, по большей части, в начале и середине XX столетия, вокруг российской крепости, построенной в 1881 году на перекрестке караванных путей. В 1885 через город проходит ветка Каспийской железной дороги, которая придает его развитию мощный толчок. В скорбный день 6 октября 1948 г, в 1 час 17 минут после полуночи, Ашхабад был стерт с лица земли страшным землетрясением, которое унесло жизни, по меньшей мере, 110 тысяч жителей. Пять лет руины города были закрытой зоной, а затем 20 лет весь Советский Союз восстанавливал его практически "с ноля". Но все старые здания были уничтожены, даже деревья, и те были сметены разрушительной силой стихии, поэтому все, что сейчас можно увидеть в столице Туркменистана, относится к "эпохе развитого социализма" и к более поздним временам, когда страна обрела независимость и начался настоящий строительный бум.

К главным достопримечательностям города можно отнести Арку Нейтралитета с золотой статуей Туркменбаши на вершине, Президентский дворец, здание Меджлиса, комплекс Академии наук, Академический театр драмы им. Молланепеса, монумент Байрам-Хан, площадь Ленина, дворец Мекан, здание Национальной библиотеки, Музыкальное училище и Консерваторию, православную церковь Александра Невского, мечеть Эртогрулгазы с 4 минаретами и огромным куполом, а также ашхабадский цирк.

Восток есть восток, поэтому никого не удивляет, что основным центром притяжения для туристов является огромный воскресный базар "Толкучка", который славится разнообразием своих товаров и яркими туркменскими традициями. Протянувшийся на несколько километров вдоль пустынных предместий города, базар привлекает внимание, в первую очередь, возможностью покупки традиционных туркменских ковров, которые свозят сюда на продажу со всей страны. Также популярными местами торговли являются "Русский" (крытый) и "Текинский" рынки.

Столичный Музей Ковра считается единственным сооружением подобного рода в мире. Здесь собраны несколько сотен лучших образцов ковров всех времен, самый старый из которых относится к XVII в. Здесь же находится и самый большой ковер в мире, чья площадь составляет почти 400 кв. м, а вес – более тонны. Не менее интересна экспозиция Национального музея истории и этнографии с роскошной коллекцией древних экспонатов, собранных со всей территории Туркмении, в том числе найденных в раскопках Старой Нисы. Также несомненный интерес вызывает посещение Выставочного зала Союза художников Туркменистана, частных галерей "Мухаммед", "Энси", "Акбулак" и "Джума Джумадурды".

Вокруг столицы также немало интересных мест. Ученые утверждают, что оазисы предгорий были местом формирования не одной цивилизации древности, а пески пустыни скрывают уникальные памятники истории и культуры. В 12 километрах юго-восточнее Ашхабада лежит археологический участок Анау-Депе и крепость Анау, а также руины одноименного средневекового города с мечетью. В 18 км западнее Ашхабада лежит уникальный памятник истории – развалины столицы древнего Парфянского государства, известные сейчас как Ниса. На небольшой территории древнего города обнаружено огромное количество уникальных предметов прошлого, в том числе 2700 табличек из глины с надписями, руины античной крепости Митридаткерт, остатки городских кварталов, храмов, дворцов, архив хозяйственных документов, произведений искусства и др.

Лежащая в зеленом ущелье, в 30 км юго-западнее Ашхабада, охотничья резиденция персидского королевского семейства Фирюза, является популярным горным курортом, настоящим спасением от высокой температуры близлежащих равнин. А горная пешеходная трасса "Сердаор-Елы" проходит по самым живописным местам Копетдага. Неподалеку расположена знаменитая Бахарденская пещера с огромным подземным озером Коу-Ата. Вода в озере круглый год имеет температуру около +36 C и насыщена огромным количеством солей, начиная с сероводорода, и заканчивая бором, марганцем, бромом и др. Сейчас Коу-Ата имеет статус национального заповедника, так как кроме озера, в пещере находится самая большая колония летучих мышей в странах СНГ.<\P>

Оазис Мерва – одна из самых древних областей Средней Азии, освоивших ирригацию – первые следы системы полива в этих краях относятся к периоду бронзового века. Поэтому неудивительно, что здесь вырос один из крупнейших городов древнего мира – Мерв (Маргуш, Маргиана, Моуру или Мару в разных источниках). Происхождение Мерва окутано тайнами, одно известно точно – первые письменные упоминания о нем появляются в авестийских летописях примерно в VIII-VI вв. до н.э. Здесь жили и творили Омар Хайям, ас-Самани, Имамад дин-Исфахани и другие великие мыслители средневековья.

Современные руины включают в себя не менее пяти древних поселений – Эрк-Кала, Гяур-Кала, Султан-Kaла, Абдуллахан-Кала и Байрамалихан-Кала, окруженных стеной и руинами прочих фортификационных и культовых сооружений. Большинство из них сильно разрушено, от некоторых остались лишь сильно оплывшие земляные холмы, но даже с учетом этого момента Мерв продолжает оставаться одним из уникальнейших памятников истории. В наши дни он внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее хорошо сохранившийся древний центр Великого шелкового пути.

Среди наиболее интересных памятников истории можно отметить мавзолей султана Санджара Дар-ал-Ахира высотой почти 40 м в Султан-Kaла, цитадель Шазриар-Арк, руины стен Абдуллахан-Кала, руины крепости и башен Байрамалихан-Кала, руины крепости Кыз-Кала, мавзолеи Аль-Хакима ибн Амир аль-Джафари и Бурайда ибн аль-Хусейн аль-Ислами, мавзолей Мухаммада ибн Зейда, комплекс Талхатан-Баба с мавзолеями Талхатан-Баба, имама Касима, имама Шафи и имама Бакра эпохи сельджукидов, мечеть Юсуфа Хамадани, руины крепости Ерк-Кала, руины христианского храма и буддийского монастыря в Гяур-Кала, руины мечети Бени Макхан, высокие стены похожих на крепости сооружений Большой и Маленький Кыз-Кала, мавзолей Кыз-Биби, а также многочисленные остатки бань, дворцов, парадных залов и других сооружений.

Также заслуживают внимания мавзолей мечети Данданкана и Талхатан-Баба, кешк Акуйли-Коушук, одиночный замок Харам-Кешк, городище Дурнали, городище Гебеклы. Многие археологические находки, обнаруженные при раскопках древних городов, экспонируются сейчас в прекрасном Объединенном историческом музее Мерва.

Третий по величине город Туркмении – Мары, расположен в большом оазисе посреди песков Каракум в дельте Мургаба. Мары был основан в 1884 году как российский военно-административный центр в 30 километрах от древнего Мерва. Теперь это крупнейший центр богатой хлопководческой области, крупный транспортный узел и главный центр газовой промышленности страны - основного источника доходов Туркменистана. В городе интересны Музей истории с обширной коллекцией археологических находок, туркменских ковров, национального платья, серебра и превосходных вышитых предметов одежды различных местных племен. Также заслуживают внимания краеведческая и этнографическая экспозиции.

Первые сельскохозяйственные поселения появились в дельте Мургаба в VII тысячелетии до н. э. Плодородный ил, приносимый с гор, изобилие воды и умеренно жаркий климат создали здесь благоприятные условия для выращивания зерновых культур. Среди песков восточного Каракума археологи обнаружили руины монументальных крепостей и храмов, по размерам способные конкурировать сооружениями Ассирии и Вавилона. В 1992 г раскопки вскрыли огромный некрополь Гонур-Депе. В захоронениях обнаружены многочисленные предметы утвари, зеркала, косметические сосуды, серебряные украшения, алебастровые и керамические вазы и множество других предметов, чей возраст оценивается III тысячелетием до н. э. Что лишний раз свидетельствует, как широко распространялись торговые связи древних цивилизаций с другими центральноазиатскими регионами.

Крупный торговый пункт на Великом шелковом пути между Нишапуром и Мервом, Серахс лежит в центре маленького оазиса, расположенного в верхнем течении реки Теджен. В середине первого тысячелетия до нашей эры на этом месте появилось первое поселение, окруженное глинобитной стеной – сейчас этот участок называется "Старый Серахс". С приходом ислама город стал одним из значительных центров торговых путей, а мастерство местных архитекторов и строителей стало известно по всей Центральной Азии. Главное украшение города – мавзолей Абул-Фазул, известный также как мавзолей Серахс-Баба или Абул-Фазил-Гузи. Построенный в XI-XII веках над могилой мусульманского мистика Абул-Фазула, он славится своими великолепными пропорциями и отделкой, выведшими его в число одного из значительнейших памятников средневекового зодчества. Также заслуживают внимания мавзолеи Ярти-Гюмбез и Алламбердара.

Пещерный город Екедешик, расположенный в районе Тагта-Базар, имеет статус Государственного исторического и архитектурного заповедника. Само слово "екедешик" по-туркменски означает "одно отверстие". И действительно, огромный пещерный комплекс имеет один-единственный вход, что и обеспечило ему неприступность. Происхождение комплекса овеяно тайной. По одной из легенд, пещера вырыта гоплитами Александра Македонского, по другой – здесь потрудились джины. Как бы то ни было, раскопки подтвердили использование пещер под жилье начиная, как минимум, с I в до н. э. Сама пещера состоит из двух этажей. На нижних этажах своеобразная естественная система водотоков собирала воду из подземных источников, а на верхних этажах расположены жилые комнаты, кухни, залы и даже некое подобие алтаря. Есть предположение, что Екедешик служил монастырем. На это указывает тот факт, что все более или менее обширные пещерные комплексы используются в Средней Азии именно как монастыри – обычно буддистские, а иногда и христианские. В настоящее время в пещерах проводятся археологические раскопки, которые и раскроют происхождение этого сооружения.

Куня-Ургенч или Коне-Ургенч – архитектурный заповедник, лежащий в 480 км к северу от Ашхабада. Древняя столица Северного Хорезма, упоминавшаяся в китайских источниках уже в I в. н. э., в середине VIII века попадает под власть арабов. В 995 году Гургандж становится резиденцией хорезмского шаха и вторым по величине городом после Бухары – столицы империи Саманидов. Крупный культурный и торговый центр средневековья, он давал приют Авиценне, Аль-Беруни, Ибн-Баттута и другим известным мыслителям того времени. В 1221 г город, бывший тогда "сердцем ислама", восстал против Чингизхана и был разрушен монголами. Быстро восстановив свое могущество после поражения, Куня-Ургенч в 1388 году снова разрушается монгольскими войсками, на сей раз это делает Тимур, который считает город не много ни мало конкурентом Самарканду. После этого на долгие годы Ургенч попадает в забвение, пока в 1831 году, при строительстве оросительного канала Хан-Яб, сюда снова не приходят люди. Поэтому многие великие памятники Куня-Ургенча дошли до наших дней в сильно разрушенном состоянии, но даже немногие сохранившиеся сооружения вызывают пристальное внимание.

Главными достопримечательностями Куня-Ургенч считаются мавзолей основателя суфийской секты "кубра" Наджиметдина Кубры, мавзолей монгольской принцессы Торебег-Ханым, минарет Мамуна, минарет Кутлуг-Тимур, мавзолей Кыркмолла, медресе ибн-Хаджыба, мавзолей Арслан II, мавзолеи Фахр ад-Дин Рази, Азизан Аль-Раматани, Сейд Ахмеда, Пирярвели, Гулигердан, Хорезимбаг, Дашгала, Маткарим-Ишан, Султан Али, Текеш-Хорезмшах с минаретом XIV в, Дашмеджет и крепость Ак-Кала.

К культурным и историческим памятникам страны также относятся развалины города Амуль, известного со времен Парфянского царства, древние города Анев, Анау, Тагта, Черкез и Овадан-Депе.

Город-порт Туркменбаши – единственный крупный порт во всей Средней Азии, обеспечивающий связь с европейскими странами. Окруженный с востока полумесяцем невысоких гор, на западе он смотрится в бирюзово-синие воды Каспийского моря. Окружающий пустынный ландшафт более похож на лунный пейзаж. Из этого пыльного, и несколько даже сонного города, начинается большинство экскурсий в горы и в приморские курортные городки. Побережье Каспийского моря славится своими замечательными песчаными пляжами, чистой, прозрачной водой, изобилием морской флоры и фауны, позволяющей в полной мере насладиться водными видами спорта. Наиболее популярны среди отдыхающих на побережье город Хазар и пригород Туркменбаши – Аваза, курортное местечко, в санаториях-профилакториях которого проводятся профилактические мероприятия различных легочных заболеваний. Здесь также расположен целый ряд прибрежных туристических баз отдыха. В Балканском велаяте расположена красивая субтропическая зона страны – Сумбарская долина с зелеными рощами и знаменитым дубом-старожилом в поселке Гаррыгала.

Мисрианская равнина – одно из самых необычных мест на территории Туркменистана. Здесь не велось интенсивного строительства, для сельскохозяйственных работ эти земли также малопригодны, поэтому здесь сохранилось множество памятников истории. Самые ранние следы человеческой деятельности на этих, некогда плодородных землях, относятся к середине II тысячелетия до нашей эры. В тот период здесь находились крупнейшие поселения древних цивилизаций – Мадау-Депе, Иззаткули и Тангсыкылджа, и существовала самая мощная оросительная система во всей Центральной Азии. Эта историческая область, широко известная как Гиркания, процветала при Ахеменидах, в эпоху Парфии, при Сасанидах, а в исламский период достигла наивысшего расцвета. До наших дней сохранились руины блестящих некогда городов Джурджан и Дехистан, но ученые считают, что пески пустыни скрывают в себе еще множество неизведанного.

Дехистан считается самым важным средневековым оазисом в юго-западной части Туркмении. На этих землях с VIII по XIV столетие стоял город Мисриан, достигший наивысшего могущества в период Хорезмшахов. Полная площадь города составляла около 200 гектар, а защиту ему обеспечивало двойное кольцо стен. О его былом величии свидетельствуют многочисленные руины различных сооружений, дошедшие до наших дней. Подобно большинству городов той эпохи, Декхистан был разделен на хорошо-укрепленный "шахристан" с цитаделью и "рабат". Сохранились лишь знаменитый мавзолей Шир-Кабир, два минарета высотой по 25 метров, портал соборной мечети, остатки сырцовых глиняных городских стен, развалины караван-сараев и мавзолеи на некрополе Машад. Несколько караван-сараев, расположенных вокруг городища за крепостной стеной, обозначают расположение нескольких городских ворот, указывающих направление караванных путей из города. В наши дни город почти разрушен, а большинство его сооружений засыпано песками пустыни, однако ввиду того, что именно здесь была написана знаменитая поэма Фирдоуси "Шахнаме", город представляет собой большую историческую и культурную ценность, и раскопки на его территории будут продолжаться.

Развалины караван-сарая Ташарват расположены в 38 км от г. Балканабат, административного центра Балканского велаята, у одноименного родника. Караван-сарай представляет собой прямоугольное укрепление с каменной стеной, внутри расположены развалины жилого строения. Месторасположение караван-сарая на одном из древних караванных путей в районе Большого Балхана дает повод думать, что это, возможно, была одна из многочисленных ветвей Великого Шелкового Пути.

Вокруг знаменитой Кушки сосредоточено около двухсот исторических и архитектурных памятников. Среди них особенного внимания заслуживают Абиверд – один из городов Северного Хорасана, неоднократно упоминавшийся в летописях времен арабского завоевания, единственный зиккурат в стране – крепость Алтын-Депе, славящееся своими художественными памятниками древнее поселение Гара-Депе, а также археологический участок Намазга-Депе и относящийся к современности, но от этого не менее интересный Бадхызский заповедник.

Городок Гаурдак находится в предгорьях хребта Кугитангтау, на самом востоке Туркмении. Эти горные места, изобилующие месторождениями меры и полиметаллов, изумительно красивы, и содержат множество ущелий, водопадов и пещерных комплексов. Заповедник Кугитанг, расположенный непосредственно на границе с Узбекистаном, на плато Ходжапиль, является гордостью страны – на высоте 2 500 м здесь расположено знаменитое "Плато динозавров", на котором обнаружено около полутора сотен следов этих доисторических животных. Предполагается, что 150 миллионов лет назад, в юрский период, плато было дном мелководной лагуны, по которому проходили динозавры, оставляя свои следы, как оказалось, навечно. Кстати, рядом со следами юрских чудовищ обнаружены загадочные следы человека или человекоподобных существ. Здесь же можно увидеть самую высокую точку в Туркмении – пик Айрыбаба (Айра-Баба, 3139 м), грандиозный каньон Ум-Бар-Депе с водопадами высотой 28 м, уникальный термальный источник Кайнар-Баба, каньон Кырк-Гыз и многочисленные карстовые пещеры.

К природным достопримечательностям страны относят также залив Кара-Богаз-Гол, древнее русло Узбоя, Карлюкские пещеры на западном склоне хребта Кугитанг-Тау, древний грязевой вулкан Боядаг, отвесные сбросы Большого Балхана, колония пресноводных крабов в источнике Чалсу в Малом Балхане, древние фисташковые леса в Копетдагском заповеднике, Бадхызскую котловину и уникальную впадину Ер-Ойлан-Дуз – окруженную 300-метровыми глинистыми обрывами котловину, почти целиком занятую соленым озером и солончаками, среди которых поднимаются невысокие, но колоритные конусы древних вулканов.

Туркмены, сами прекрасные наездники, на протяжении веков весьма высоко ценили хороших коней и считали их своими друзьями. Эта "страсть" сохранилась и до наших дней и сейчас лошади – одна из главных достопримечательностей страны. Знаменитые "быстрые как ветер" ахалтекинцы прославили страну на весь мир, на гербе государства даже изображен ахалтекинский скакун. Это действительно уникальная порода – быстрые, грациозные, с точеной "лебединой" шеей и тонкими "сухими" ногами, эти лошади при этом ещё и удивительно выносливы. Туристические компании страны разработали более 20 конных маршрутов, которые охватили практически всю страну – от посещения памятников цивилизаций Парфянского царства, Мерва и живописных горных районов страны, до реки Амударьи. Также возможны маршруты вдоль Каракумского канала, самого большого искусственного русла в мире, с посещением пещер и плато динозавров, но ввиду более высоких температур в этих районах, такие походы требуют особой подготовки.

 

КУХНЯ

Туркменская кухня вобрала в себя черты всех народов, населяющих или населявших эту страну. Кочевое прошлое туркмен оставило заметный след в их кулинарии – основой пищи являются мясо (баранина, мясо джейранов, птица и гораздо реже – говядина), рис, топленое масло из верблюжьего молока "сары яг", кунжутное масло, кисломолочные продукты, а также сыры, крупы, овощи, бобовые и бахчевые культуры, всевозможные супы и лепешки. Отличительной чертой туркменских блюд всегда была сытность и относительная простота приготовления, которая, однако, не значит простоты вкуса. Относительно мало употребляют зелени и специй – эти продукты появились на местном столе лишь в XX веке, но зато используют их в меру, никогда не "забивая" ими вкус основного блюда.

Характерной чертой местной кухни является обилие супов, причем преобладают супы на мясном бульоне ("чорба") с различными приправами – гороховый "гайнатма" и "дограма", суп с помидорами "гара-чорба", мучной суп "умпач-заши", суп из фасоли с лапшой "унаш", суп с машем "шурпа-маш", суп с пельменями – "этли-борек-чорбасы", из фасоли с лапшой – "у-наш", молочный суп с лапшой "суитли-унаш", мясной суп с горохом и бараниной "нохудлы-чорба" или суп с рисом и овощами – "мастава".

Визитная карточка туркменской кухни – плов ("палов" или "аш"). Здесь его готовят десятками способов, но основу его всегда составляют рис и мясо (баранина), к которым добавляются перец, лук, тонко порезанные овощи (иногда даже фрукты или сухофрукты) и различные приправы. Также стоит попробовать такие блюда из мяса, как жареная баранина "говурма", жареное в собственном жире мясо "каурма", жареная баранина с помидорами "говурлан-эт", жареная баранина с картофелем и помидорами "чекдирме", всевозможные виды вялено-сушеного мяса "кокмач", своеобразные колбаски из завяленного естественным способом мяса "гарын", десятки видов шашлыка "кебап", фаршированная овощами печень, пельмени "этли-борек", манты "бёрек", различные омлеты с мясом и без "хейгенек", бешбармак – "гулак", "белке" или "куртук", своеобразные пирожки в виде шариков с мясом и луком "ишлекли", а также такое колоритное кушанье, как распущенный в зеленом чае бараний жир "чурбан-чурпа".

На каспийском побережье мясо в традиционных блюдах типа плова часто заменяют рыбой и дарами моря. Из осетровых готовят шашлыки "балык-шара", жарят и тушат в глиняных горшочках ("балык гавурдак"), варят супы типа "рыбной шорбы", а также готовят сложные блюда типа "гаплама", "чёме", "балык-берек", "балыклы-янахлы-аш" и другие. К столу обычно подаются выпекаемые в тандыре (тамдыре) лепешки "чорек", "гатлама", "челпек" или слоеные лепешки "гатлаклы".

Характерной чертой местной кухни также является широчайшее применение молока и молочнокислых продуктов. В западных и юго-западных районах Туркмении для приготовления "агарана", "гатыка", "сузме", "чала", "карагурта", "телеме", "сыкмана", "саргана" и других молочных блюд используют верблюжье молоко, в то время как на востоке и юго-востоке чаще употребляют овечье. Также на молоке варят каши вроде "уитли-аш" (молочная) или "суитли-унаш" (молочная лапша), или рисовые каши, в том числе "яглы-шуле"

Сладости туркменской кухни очень похожи на характерные для всего региона халву, бахлаву, шербет, "набат" и "бекмесам" ("дошабам") из фруктовых соков. А вот выпечка довольно самобытна – здесь можно попробовать такие продукты, как пирожки ("этли-нан", "шилекли" и др.) с луком "гутап" или мясом "фитчи", коржики "кульче", печенье "пишме" или пышки "чапады". Ну и конечно, заслуживают внимания всевозможные местные фрукты и бахчевые, среди которых особенно хороши знаменитые туркменские дыни и арбузы.

Туркмены, как и остальные народы Средней Азии, пьют много чая, причем в восточных районах предпочтение отдают зеленому чаю ("гок-чай"), а в западных и северных – черному. Часто чай заваривают не на воде, а на молоке, или добавляют в него бараний жир и масло, что превращает его в некое подобие супа. Повсеместно можно найти неплохие местные вина, среди которых наиболее популярными являются марки среди них "Дашгала", "Ясман-Салык", "Копетдаг", а также коньяк "Президент" и водка "Сердар". В магазинах повсеместно можно найти большой ассортимент импортных алкогольных напитков, но их потребление в связи с исламскими традициями, непопулярно. Хорошей репутацией пользуется минеральная вода "Берзенги".

 

КЛИМАТ

Резко континентальный, засушливый. Средняя температура января около +4 C в южных районах и – 5 С на северо-востоке, при этом отмечаются случаи понижения температуры до –22 С, а в пустынных районах – до –20–32 С. Летом средние температуры составляют около +28 C на северо-востоке и в прикаспийских районах и до + 34 С на юге (в горах при этом не выше +17 С). При этом в пустынных центральных районах в дневное время жара может достигать +50 С, а после захода солнца быстро спадает до +14-18 С (нередки суточные колебания температур с амплитудой до 35 градусов). Нередки весенние и осенние заморозки, особенно ярко проявляющиеся в пустынных районах.

Осадков выпадает от 80 мм в год на северо-востоке страны и до 300-400 мм в горных районах. Максимум осадков приходится на зимние месяцы (декабрь-март), когда в среднем выпадает до 77 мм дождя. В юго-восточных районах и в пустыне Каракум с июня по октябрь атмосферные осадки практически отсутствуют.

Относительная влажность воздуха также низка и не превышает 60% в зимние месяцы. Характерной чертой местного климата являются почти постоянно дующие ветры северной составляющей, приносящие зимой холодные воздушные массы со степных районов Казахстана, а летом – жаркие ветра и стоковые воздушные массы с горных склонов, вызывающие песчаные бури и суховеи.

Наилучшее время для посещения Туркмении – весна (с апреля по июнь) и осень (с сентября по ноябрь).

 

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, КУЛЬТУРА

Туркмения – мусульманская страна, причем туркмены одними из первых в регионе приняли ислам. Однако вера имеет здесь хорошо различимые национальные отличия. Складывавшиеся столетиями племенные отношения имеют в Туркменистане не меньшее значение, чем религиозные догмы. Даже жители городов четко выделяют членов своей племенной группы, в отдаленных же районах клановая и племенная привязанность становится просто доминирующей. Каждая племенная группа легко отличает диалект, стиль одежды и украшений, вышивку и даже фактуру и стиль ковров своей группы, и хорошо разбирается в признаках других племен.

Из всех центральноазиатских стран и народов, туркмены, пожалуй, наиболее привержены своей традиционной одежде. До сих пор многие жители страны с видимым удовольствием надевают и мохнатые папахи, и длинные стеганые халаты, и похожие на шаровары свободные брюки. Женщины часто носят длинные шелковые платья и полосатые шаровары, скрывая волосы под легкими шарфами и косынками. И дело тут вовсе не в этнических отличиях – такая одежда в жарком и сухом местном климате просто удобна. А орнаменты еще и служат оберегами.

Большое число обычаев и традиций сопровождает всю жизнь местных жителей и быт семейства. Например, празднование бракосочетания – одно из важнейших событий в жизни туркмен, причем не только самих жениха и невесты, а всей общины. В сельских районах, где сохранилось множество старых традиций, пришедших в местный быт еще с кочевых времен, всю предварительную подготовку свадьбы берут на себя специальные представители семейств. Калым – еще одна важная часть церемонии. В зависимости от региона и достатка размер выкупа различается, но семейство невесты может потребовать по настоящему огромного калыма с жениха. А сама свадьба – настоящий праздник для всей общины. Она может продолжаться несколько дней и рассчитывается обычно на несколько сотен гостей.

Ковроткачество – еще одна из древних традиций страны и символ туркменского народа. Для кочевого туркмена ковер всегда был единственным предметом мебели – легко транспортабельные и теплые ковры служили и для покрытия внешних обводов юрт "кара-ой", и настилом для пола, и постелью. При этом их изящный и замысловатый рисунок, свой у каждой этнической группы, являлся и визитной карточкой семейства, и украшением жилища. Искусство ковроткачества, очень сложное и трудоемкое, традиционно передавали из поколения в поколение, а умение ткать красивые ковры считалось одной из главных благодетелей невест и жен. В Туркменистане ковер являлся и является чем-то священным, даже на флаге страны изображены ковровые мотивы. Поэтому никого не удивляет, что настоящий ковер представляет собой произведение искусства и стоит очень дорого.

Такое же внимание уделяется ювелирным украшениям. Это и многочисленные женские украшения, служащие и выражением традиций, и знаком социального статуса, и мужские предметы, являвшиеся на протяжении многих веков основной формой накопления - мешок с казной при кочевом образе жизни послужит, скорее, обузой. Причем украшения имеют еще и знаковый статус, указывая на возраст, семейное и племенное положение, социальный статус и достаток их хозяев. Работы туркменских мастеров прошлого во множестве дошли до наших дней и являются семейными реликвиями, бережно передаваемыми из поколения в поколение. Не менее искусны и современные ювелиры. Причем часто художественно украшаются не только предметы роскоши, но и оружие, одежда, конская сбруя, предметы быта и культа, а также ковры и различные предметы утвари.

Сами туркмены, по большей части, достаточно доброжелательны и приветливы. За годы независимости поток туристов в страну очень сильно упал, и сейчас встреча с иностранцем для многих из них редка. А учитывая известную космополитичность местных жителей, этот фактор для них немаловажен – многие туркмены с ностальгией вспоминают времена СССР и очень рады "гостям "с севера" и не только. Причем, как ни странно, часто эти вполне объяснимые эмоции при первом контакте прячутся под маской "моя твоя не понимай", однако она быстро "испаряется" при искреннем интересе к жизни и быту хозяев. Ну а с учетом особенностей местного гостеприимства, которое многими путешественниками ставится в один ряд с кавказским, общение с туркменами обычно довольно быстро превращается в приятное для обеих сторон событие.

В последние годы официальная пропаганда довольно четко акцентируется на исключительности туркменского народа и величии её вождя, поэтому случаи проявления ксенофобии все-таки иногда встречаются в местной жизни. Однако они довольно редки и относятся, в основном, к представителям "поколения 90-х".

 

ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ

1 января – Новый год

12 января – День памяти

Январь – Курбан-Байрам (дата плавающая)

18 февраля – День рождения Туркменбаши

19 февраля – День Национального флага

8 марта – Международный женский день

20 марта – Новруз-Байрам (туркменский Новый год)

9 мая – День Победы

18 мая – День Конституции

21 июня – День выбора первого президента страны

6 октября – День поминовения жертв землетрясения 1948 г

28 октября – День независимости

Октябрь-ноябрь – Байрам-Рамадан (окончание Рамадана)

12 декабря – День нейтралитета.

Исламские праздники (Курбан-Байрам, Байрам-Рамадан и др.) рассчитываются по лунному мусульманскому календарю, поэтому даты приблизительные. Ряд праздников начинается согласно указам Туркменбаши, поэтому их даты также могут варьироваться.

 

22 

Турфирма предлагает подписаться на рассылку предложений горящих туров